Люди, страдающие алкоголизмом, весьма плохо могут справиться с посттравматическим стрессовым синдромом, который появляется после катастроф, войн или серьезных личных трагедий («вьетнамский синдром»).

Этот феномен психики объясняется тем, что алкоголь срывает работу мозговых клеток, принимающих участие в «перезаписи» негативных воспоминаний, объявляют результаты своих исследований нейрофизиологи из Национального института алкоголизма в Бетесде (США, пишут «МЕDВЕСТИ».

Группу ученых интересовало, как человек может восстановиться, пережив события, серьезно травмировавших его психику.

«Мы выяснили, что постоянное употребление алкоголя приводит к снижению способности “разумной” части мозга по управлению центром эмоций», — делится с журналом Nature Neuroscience один из участников группы Томас Кэш.

Под руководством Эндрю Холмса был проведен ряд экспериментов над мышами, для выяснения трансформаций, которые происходят в мозге животных при постоянном злоупотреблении алкоголем. Подопытные мыши были разделены на 2 группы. Первая группа животных жила в нормальных условиях, питаясь обычной здоровой пищей. Грызунов из второго коллектива поместили в особые клетки, атмосфера в которых была пропитана парами спирта. Доля спиртовых паров была подобрана так, чтобы мыши находились в состоянии хронического опьянения.

Ученые отмечают, что концентрация спирта в крови этих грызунов была в 2 раза выше нормы для водителей транспорта. Спустя месяц ученые начали основной этап эксперимента. Они выработали у мышей рефлекс «страха» на звуковой сигнал, поскольку после сигнала следовал удар тока. Сформировав, таким образом, у грызунов психологическую травму, исследователи попытались стереть ее при помощи трюка, который называется в психологии «перезапись» памяти. Ученые вновь демонстрировали мышам звуковой сигнал, но уже без последующего электрического шока. При помощи комбинаций из сеансов отдыха и показа звукового сигнала они хотели достигнуть эффекта замены воспоминаний о психологической травме на новые воспоминания. Мыши из контрольной группы постепенно перестали пугаться сигнала. А вот у коллектива «алкоголиков» возникли проблемы: они реагировали на звук даже через несколько дней после новой команды.

По словам Холмса, они вместе с коллегами нашли различия в структуре коры мозга мышей. Высокий процент алкоголя в крови грызунов привел к блокированию работы и нарушению связей между нейронами, которые участвуют в «перезаписи» памяти. Теперь выводы исследователей смогут использовать психиатры и другие нейрофизиологи при лечении любых расстройств психики, связанных с посттравматическим стрессовым синдромом.